четверг, 6 июня 2013 г.

МК по многослойной открытке + правила грамотного построения композиции

Привет всем! МК написан давно для одного ЧБ, но они его так и опубликовали, а так на ЯМ я его уже давненько опубликовала, делюсь и с вами.
Первым делом хочу отметить, что я не считаю себя гуру кардмекинга, но о некоторых правилах и принципах, которыми пользуюсь сама, хочу показать и рассказать.
Итак, мы решили делать многослойную открытку. Более всего, наверное, этот термин подходит для работ в Американском стиле, но, уверена, его можно применить везде. В моем случае будет открытка из бумаги ММЕ "The Sweetest thing", основной элемент - Примовский чипборд.
Так как в моем случае основным элементом работы будет чипборд, я решаю расположить его в центр. Но центр в данном случае - это не геометрический центр работы, а область чуть выше геометрической середины, так называемый центр зрения.
Прежде чем приступить к работе с подбором украшений, разберемся с бумагой и подложками, из которых, собственно, и складывается многослойность.
В любом наборе бумаги принты делятся на фоновые и ативные. Поэтому подбирая подложки для будущей открытки складываем бумагу по-очередно: фон-актив-фон-актив-фон итд.
Подложки начинаем выкладывать в этом же порядке
Я делаю самую первую подложку с фоновым рисунком по размеру чуть меньше, чем заготовка для открытки. На нее сверху будет наложена вторая подложка с активным рисунком из того же набора бумаги. Именно этот лист очень хорошо по тону сочетается с моим чипбордом. Но накладывать чипборд прямо на такой же цвет нельзя, иначе он совсем не будет смотреться, поэтому я добавляю следующий слой из фоновой бумаги.
Следующий слой - это шестиугольник с фоновым рисунком шеврон и желтый прямоугольник с шевроном. Поверх желтого шеврона ложится следующая подложка с активным рисунком. Чтобы верх работы не казался пустым наравне с многослойным низом, докладываю такую же подложку сверху поверх первого слоя.
Прикладываю чипборд, смотрю, насколько уравновешена моя работа по цвету и композиции, то есть визуально "не заваливается" ли она на одну сторну. Вот эти две последние одинаковые подложки расположены с разных сторон открытки, чтобы обеспечить равновесие.
С бумагой более менее разобрались, теперь объясняю, почему подложки расположены именно в этом месте.
В композиции есть золотое правило третей, это значит, что работу визуально можно разделить на равные части двуми вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
Место пересечения этих линий, а точнее  внешние линии внутреннего прямоугольника (его углы на картинке отмечены кружками) являются доминантами визуального восприятия. То есть это те места в работе, на которые наш взгляд сразу обращает внимание.
Вернемся к моей открытке. Я располагаю подложки чуть выше и чуть ниже верхней и нижней линии. А чипборд, как вы помните, у нас находится как раз на верхней линии внутреннего прямоугольника.
Итак, основные подложки подобраны, можно их приклеивать. Предварительно можно обработать края бордюрным дыроколом или фигурными ножницами, потому как у нас все таки не урок математики, а творческий процесс )))
Как видно по фото, некоторые подложки я подняла на вспененный скотч, иначе не было бы никакого толку от многослойности, если бы все подложки были плоско склеяны.
В начале я разместила шестиугольник посередине, но потом решила добавить зеленую наклеечку, поэтому получилось вот так
Кроме чипборда, естественно, должны быть еще украшения. Так как у меня яркая позитивная и летняя открыточка, я решила, что без цветов не обойтись. Добавляю три розочки, которые у нас располагаются по нижней линии внутреннего прямоугольника (это я все про то же правило третей).
Что касается цветочков, центральная роза немного больше в диаметре, чем крайние. Крайние не одинаковые, а слегка отличаются по тону. Это добавляет живости работе. Крайние розочки подобраны в тон бумаге, а вот красная появляется как контрастное пятно к зеленой наклеечке.
Попробую объяснить. Думаю, что такое контрасные цвета, рассказывать не надо, красный-зеленый, желтый-синий итд. Контрастный цвет нужен для того, чтобы придать выразительности основному цвету. Так как зеленая наклеечка все таки не совсем основной элемент, акцент делаю на розе. А зеленый цвет просто хорошо ее подчеркивает.
Наличие красного цвета по центру обязывает нас добавить еще красные элементы, чтобы уравновесить визуально всю работу.
Я добавила красного скотча в клеточку, а вверху круглый маленький полосатый чипборд с красной стразинкой.
Посмотрите на открытку и прищурьтесь как художники. Почему они это делают? Чтобы увидеть, не выбивается ли какой-то цвет из основной композиции и нет ли цветовых дыр. Есть такое правило, что все цвета в работе должны быть представлены по три пятна разного размера. Объясняю на примере красного цвета. Пятна считаем не по количеству стразинок или цветочков, а по визуально воспринимаемому пятну. Смотрим
А вот зеленые пятна
То есть эти пятна выглядят так: большое, среднее и маленькое.

Есть еще одно важное правило для многослойности - это расположение вертикалей и горизонталей. В моей открытке все подложки и нижняя наклеечка выступали, как горизонтальные элементы, поэтому я добавила ТХ кинопленку, которая добавила вертикали и сразу уравновесила работу. Сказать точно, сколько вертикалей, а сколько горизонталей должно быть в работе, я не берусь. Одно понятно, что они должны чередоваться и уравновешивать друг друга.

Вернемся к моей открытке. Я все приклеиваю и добавляю вощеный шнур и несколько страз. Изогнутая линия шнура поддерживает форму чипборда, так как большинство подложек все таки с прямыми линиями и изгибов не хватало.

Это основные принципы, которыми я хотела с Вами поделиться, а теперь выделим основные правила:
1. Сочетание подложек: фон-актив-фон-актив
2. Золотое сечение.
3. Применение контраста для выделения и акцентирования главного элемента.
4. Все цвета по три пятна.
5. Сочетание горизонталей и вертикалей.

Не думайте, что я в каждой работе вот так дотошно собираю композицию. Конечно же нет. Многие эти вещи доведены до автоматизма. Кроме того, Вы можете и не знать этой теории и при этом все делать правильно только потому, что у вас есть вкус и внутреннее чутье.
Несомненно даже среди художников можно найти гениальных авторов, которые пренебрегают всеми мыслимыми правилами и при этом создают шедевр. Главное, конечно, наше творческое восприятие и видение. Но немного теории нам все таки не помешает, ведь так?
Буду очень рада, если кому-то пригодятся мои подсказки.


6 комментариев:

  1. Виолочка,спасибо за интересную инфу и чудесный МК))) А я все боюсь пробовать многослойность

    ОтветитьУдалить
  2. Виолочка, я можно тисну твой МК к нам в избушку?

    ОтветитьУдалить
  3. Виола, спасибо большое за такой подробный МК!

    ОтветитьУдалить